Особые экономические зоны России

26 апреля 2005 в 01:26, комментарии: 0
Одним из механизмов обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения инвестиционного климата в России, отмечают в Минэкономразвития, является создание особых экономических зон (ОЭЗ). Что же такое особая экономическая зона? Это часть государственной и таможенной территории Российской Федерации с особым режимом ведения предпринимательской деятельности. Она может размещаться на базе одного или нескольких административно-территориальных образований, но в пределах одного субъекта РФ. Инфраструктура ОЭЗ формируется за счет средств как федерального, так и регионального, и местного бюджетов, на территории которых она создается. Одним из условий функционирования такой зоны является наличие «своего» экономического пространства, но при соблюдении всех норм государственной политики. Здесь могут работать как резиденты ОЭЗ (пользующиеся «спецрежимом» предпринимательской деятельности), так и нерезиденты (которые действуют на общих основаниях). В рамках ОЭЗ запрещается добыча полезных ископаемых, производство продукции черной и цветной металлургии, выпуск подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей. Учитывая вышеизложенные определения, федеральный контроль здесь обязателен, вследствие чего и решение о создании ОЭЗ на территории конкретного субъекта РФ (если он проявляет инициативу в этом вопросе) принимается Правительством РФ. Cпециально созданный уполномоченный орган федеральной исполнительной власти — дирекция по управлению ОЭЗ — обеспечивает единство принципов и методов управления особыми экономическими зонами на всей территории государства. В настоящее время в России существуют две особые экономические зоны — в Калининградской и в Магаданской областях. По оценке Минэкономразвития, в их работе есть ряд недостатков, не позволяющих решать все поставленные перед ОЭЗ задачи. Поэтому в настоящий момент министерство занято разработкой Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который будет служить основой для создания таких спецтерриторий в любом регионе России. Данный законопроект планирует создание двух типов зон — промышленно-производственных и технико-внедренческих. Первые будут ориентированы на стимулирование производства товаров высокой степени переработки, вторые же займутся разработкой научно-технического комплекса и, что особенно важно, по мнению Минэкономразвития, внедрением полученных продуктов на практике. Эти образования будут отличаться как по профилю своей деятельности, так и по занимаемой площади. Промышленно-производственные зоны создаются на территории до 10 кв. км. Чтобы получить статус резидента для работы в «Зоне №?1», организация-претендент должна заключить соглашение о промышленно-производственной деятельности. Необходимым условием является внесение в течение всего срока его действия инвестиций в размере не менее 10 млн. евро. Причем срок соглашения ограничивается десятью годами, и в первый год необходимо внести 1 млн. евро. Такое условие создано для того, чтобы не допустить в зону компании, работающие не по своему профилю и в нарушение оговоренного рода деятельности. Площадь технико-внедренческой зоны значительно меньше территории, занимаемой промышленно-производственной зоной, и ограничена 2 кв. км. Зато здесь более «выигрышный» инвестиционный аспект, так как нет ограничений по финансированию проектов. Резидентами в этом случае могут быть как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели, но государственным предприятиям вход сюда заказан. Так же, как и в первом варианте, на момент формирования данной территории там не должно быть никаких объектов недвижимости, находящихся в собственности, за исключением образовательных и научно-исследовательских организаций. Но если с концепцией предоставления земли ситуация более-менее ясная, то для инвестиций в ОЭЗ в Минэкономразвития признают три основных препятствия — административные барьеры, несовершенство налоговой системы и недостатки режима землепользования. Новый законопроект, по оценке министерства, как раз и решит подобного рода проблемы. Например, для «подавления» административного фактора создан новый институт — дирекция, управляющая зоной. Она служит буфером между резидентом и государством, для чего берет на себя полномочия по представлению интересов инвестора, в том числе и в государственных структурах. Кроме того, будут наложены ограничения на контрольные мероприятия в отношении резидентов зоны: их станут проводить не чаще чем 1 раз в 3 года и только в виде плановых комплексных проверок. Что касается налогов, в Законе «Об особых экономических зонах» предусмотрен ряд льгот. Так, российское фискальное законодательство запрещает предоставление индивидуальных налоговых льгот. Однако это становится возможным в случае, если речь идет о предоставлении их категории налогоплательщиков. А резидент особой экономической зоны — как раз категория, потому здесь он может рассчитывать на определенные послабления. В законе предполагается, что льгота будет предоставляться по налогу на имущество и по налогу на прибыль организаций. По режиму землепользования в проекте закона предусмотрена специальная процедура. Ее особенность заключается в том, что права по управлению и распоряжению земельными участками в пределах территории зоны осуществляет дирекция. Земля может предоставляться во владение и пользование исключительно на основании договоров аренды с дирекцией и только на время — вплоть до прекращения действия особой экономической зоны. То есть даже если срок инвестиционного соглашения на ведение промышленно-производственной деятельности закончился до истечения срока действия зоны, резидент или бывший резидент, может сохранять договор аренды до того момента, пока это не произойдет. Причем земельные участки не могут сдаваться резидентом в субаренду, а права на них не могут использоваться в качестве залога или вклада в уставный капитал. Кроме того, до прекращения существования зоны землю на ее территории нельзя будет выкупить. Николай Шериданов

 

Эту новость еще никто не комментировал

 
Написать комментарий